05:00, 12 мая 2020
Как же много слов в последнее время мы слышим о мотивации!
А еще больше о том, как её найти, повысить и удержать. Ведь она необходима, если мы хотим достичь цели, стать лучше, свернуть горы или просто их покорить. Сегодня поговорим с коллегами из «Технологии» о мотивации в сфере IT, из чего она складывается и как влияет на профессиональное развитие.
Мечты и амбициозные планы
— Когда мне было лет 10, меня интересовали компьютерные игры, но я был не доволен представленным скудным ассортиментом, что в состоянии вытянуть мойящик с болтамикомпьютер. И я, как и многие дети, захотел написать свою игру или просто доработать парочку любимых игр. Появилось на полке несколько тетрадей, исписанных концептами и набросками персонажей и оружия. А еще чуть позже появилось Delphi 7. К сожалению, у меня тогда не было интернета, да и искать в нём фактически было нечего. Не было таких прекрасных, хорошо документированных инструментов разработки игр, как сейчас. Требовалось массовое «изобретение велосипедов» для обеспечения элементарной анимации и физики, поэтому игры сильно дальше скачущих по окошку спрайтов не продвинулись, а вот кое-какой навык программирования у меня остался. — рассказывает специалист отдела сетевого администрирования Владимир Бурцев.
Цели и мечты — очень личный, но весомый фактор, особенно в начале карьеры. Многие новички в нашей компании делятся своим желанием получить опыт, «отрастить стек», чтобы потом, например, суметь создать своё приложение или написать сайт.
Польза для бизнеса и польза для людей
Здорово, когда выполненная задача ведет к повышению прибыли, производительности и комфорта. Даже если не напрямую, а в качестве звена в цепочке нескольких проектов. Но задача может быть ценной не только для бизнеса.
— Когда я пришёл в компанию, меня мотивировало прежде всего желание получить опыт и новые знания. А сейчас главный фактор — это положительный результат от своей работы. Потому что я занимаюсь поддержкой прикладного ПО, и для меня важно, чтобы наши сотрудники, клиенты и водители, все, кто пользуется нашими программами, получали положительные эмоции от работы, а не сталкивались с ошибками и трудностями. — говорит специалист отдела поддержки прикладного программного обеспечения Алексей Обабков.
— Автоматизация рутины — ключевой момент. Именно поэтому я постоянно стремлюсь раз и навсегда всё хорошенько продумать и написать инструмент, который будет работать за меня, а порой и за коллег. А я пока изучу что-нибудь новое и интересное. И напишу еще более продвинутый инструмент. Чтобы быть производительней себя и «того парня». И в этом есть громадное удовольствие! — делится Владимир Бурцев.
Своим представлением о мотивации делится руководитель отдела поддержки и управления сервисами IP-телефонии Алексей Казанцев:
— Конфуцию приписывают изречение: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни». Я с отвращением ходил в школу (хоть и не прогулял ни одного урока). Мне не нравилось учиться в университете. А придя в «Технологию», долгие годы я вообще не воспринимал работу как работу. С головой уходил в необъятный фронт интересных задач, которых становилось всё больше, работал с 8 утра до 8-9 вечера, а иногда и дольше, годами не брал отпуска. Помню, как разворачивали контакт-центры, работали даже ночью, и это не тяготило.
Азарт, энтузиазм, вера в то, что мы делаем великое дело — всё это придавало сил. Помню, как в Тюмени нам нужно было экстренно восстановить работу контакт-центра, это надо было сделать быстро, чтобы к утру всё полноценно работало. В обоих случаях — и в Тюмени, и в курганских КЦ — с нами был наш IT-директор, Игорь Татаринцев, и на равных со всеми остальными выполнял все дела. Чем не мотивация?!
Сейчас мотивирует и посильная возможность создания комфортных условий сотрудникам моего отдела, и обеспечение людей увлекательными задачами. Не всем эти условия видны на первый взгляд, такова уж психология людей, но они есть, и чтобы их заметить, достаточно просто сравнить наш холдинг и любую другую среднестатистическую компанию.
Сейчас мотивирует и посильная возможность создания комфортных условий сотрудникам моего отдела, и обеспечение людей увлекательными задачами. Не всем эти условия видны на первый взгляд, такова уж психология людей, но они есть, и чтобы их заметить, достаточно просто сравнить наш холдинг и любую другую среднестатистическую компанию.
Материальная ценность
Без денежной мотивации в работе — никуда, это всё же важный фактор. Нет ничего странного в том, что человек идёт на работу, чтобы получить деньги за свой труд.
У комментаторов футбольных матчей есть фраза: «Игра забывается, счет остается». Так и здесь, какая бы компания ни была замечательная, главное мерило успеха для ее создателей – прибыль. Поэтому не стоит удивляться, что сотрудники приходят выполнять работу и за это хотят получать зарплату.
— Моему устройству на работу в холдинг послужили два главных фактора.
Во-первых, на предыдущем месте я понял, что занимаюсь не тем, что меня увлекает. Одновременно с этим я увидел вакансию инженера поддержки ОС GNU/Linux на рабочих местах сотрудников компании. Linux тогда меня очень интересовал, и упустить этот шанс я просто не мог, даже несмотря на то, что никогда прежде не сталкивался с тем размахом и объёмами работ, которые встретил в «Технологии».
Во-вторых, мне предложили более высокое вознаграждение, чем на предыдущем месте работы. Этот пункт хочется выделить отдельно. Сделав ставку на информационные технологии в развитии бизнеса перевозок, руководство холдинга сумело сформировать конкурентоспособный зарплатный фонд и условия для IT-отдела уже в самом начале развития холдинга, а это позволило привлечь компетентных специалистов в штат. — рассказывает Алексей Казанцев.
— Где бы ты ни работал, вопрос рано или поздно упрётся в размер оплаты. Если бы появилась вакансия, например, разгружать вагоны за 60 тысяч рублей, половина населения Кургана выстроилась бы в очередь. Так что материальный вопрос, как в начале карьеры, так и сейчас, занимает одну из центральных позиций. Если оплата не растёт, то какой смысл мне развиваться на одном и том же месте? Профессиональный рост должен быть подкреплён не только обещанием более сложных и интересных проектов в будущем, но и вполне материальным и звонким рублём. — говорит специалист отдела разработки мобильного ПО Александр Коротков.
У каждого специалиста свой уникальный набор факторов, которые заставляют его каждое утро с интересом приступать к привычным задачам или неожиданным проектам, засиживаться до позднего вечера за работой, пропускать обед, возвращаться к проблеме на выходных. Этот набор и формирует личную профессиональную мотивацию.
Но стоит помнить, что с профессиональным выгоранием или нелюбимой и непонятной работой не поможет справиться ни один из факторов мотивации. Можно попытаться найти хотя бы один из них в каждой задачке, или не браться за решение вовсе. Потому что результат трудов человека с нулевой мотивацией будет максимально некачественным.
Если всё же случилось выгорание и апатия, стоит обратить внимание на смежные сферы, переключиться на другой вид деятельности, обучиться новому. Подробно об этом мы рассказывали в статье про горизонтальный карьерный рост.
У каждого человека, связавшего свою жизнь с миром IT есть свой уютный набор мотивирующих факторов, шкатулка сокровищ, в которую можно периодически заглядывать и получать порцию волшебной движущей силы. И если порой кажется, что в вашей коллекции отсутствует то, что есть у других, или то, что вам кажется важным — это не страшно. Факторы мотивации — это не вечные и неизменные параметры, они меняются со временем и обстоятельствами. Что-то сформируется само, что-то пропадёт, а кое-что будет стабильно подпитывать на протяжении всего профессионального пути